ЮНОШЕСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАРАИДЕЛЬСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
logo
БАШҠОРТОСТАН РЕСПУБЛИКАҺЫ
ҠАРИҘЕЛ РАЙОНЫ
МУНИЦИПАЛЬ РАЙОНЫНЫҢ
ҮҘӘК КИТАПХАНАҺЫ
МУНИЦИПАЛЬ АВТОНОМИЯЛЫ УЧРЕЖДЕНИЕҺЫНЫҢ
ҮҪМЕРҘӘР МОДЕЛЬ КИТАПХАНАҺЫ
logo
Республика Башкортостан, Караидельский район, с. Караидель, ул. Ленина,9
тел. +7 (347 44) 2-11-44 ; e-mail: bibkaraid@mail.ru
logo

Нравственное воспитание детей ( 5 апреля-Международный день нравственности)


«Нравственное воспитание ребѐнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить» А.С. Макаренко.
Нравственное воспитание начинается с рождения человека, и продолжается всю жизнь в ходе повседневных отношений. Под этим термином мы понимаем систему воздействий на человека, направленную на формирование моральных принципов, качеств, а также поведения, которое общество именует «нравственным». Понятие нравственности зависит от культуры народа, вероисповедания и конкретной эпохи (если рассматривать ее на временном отрезке). Нравственное воспитание является основой в развитии личности.
Нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Как бы ни казалось это уделом дипломированных педагогов, но основы морали всегда задают родители. Так было сотни веков назад, так будет всегда. Первые понятие о морали дает малышу его мама, с улыбкой и легкой строгостью поясняя, что есть хорошо, а что плохо. «Плохо – тянуть за волосы сестричку, говорить грубые слова, или показывать язык, но хорошо благодарить за вкусный обед, поздороваться с кем-то или оказать помощь» – это пример, а их можно привести сотнями. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был. Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания.
Перед родителями стоят следующие задачи в формировании у детей нравственного поведения: с первых дней жизни ребѐнка воспитывать разнообразные положительные привычки, помогающие ему нормально расти и развиваться и организующие его поведение; формировать у детей культуру поведения, воспитывать их дома, в детском саду, на улице, и общественных местах, соблюдая общепринятые нормы; учить уважительно относиться к окружающим, считаться с их делами, интересами, удобствами; воспитывать коллективистические навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками, выражающееся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умении считаться с интересами большинства; воспитывать культуру речи, т.е. умение вежливо разговаривать, обращаться к взрослым на «вы», по имени и отчеству, говорить с четкой дикцией, приветливо и без лишней жестикуляции; воспитывать культуру деятельности (умение обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, готовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать еѐ, уметь договариваться с детьми, соблюдать общий замысел, действовать соответственно правилам и т.д.); вырабатывать у ребѐнка элементарные навыки организации своего свободного времени в соответствии с установленным распорядком жизни; формировать у ребѐнка разумные потребности и воспитывать чувство долга.
Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания. К сожалению, некоторые родители считают, что воспитание культуры поведения и навыков общения, вежливость, сдержанность – это удел взрослых, и потому говорят: «Всё придѐт с возрастом, а пока что с него спросишь. Ребѐнок!». Тем временем ребѐнок растѐт, не зная самых элементарных и доступных для него законов приличия, например: не подозревает о том, что, встретившись в дверях со взрослыми, надо посторониться, уступить место; в вагоне, пробираясь к выходу, расталкивать локтями людей неприлично; с бутербродом или с мороженым заходить в общественные места, где много народу, нельзя – можно посторонним нечаянно испачкать платье; привлекать внимание окружающих громкими разговорами – признак невоспитанности, и ещѐ многого ребѐнок не знает…
Что это для личности? Это ее желание оценивать свои сознательные действия (состояния) на основании принятых им норм поведения. Измерителем собственной нравственности для нас является совесть. Это та самая шкала, которая определяет баланс плохого и хорошего в нашем поведении. Каждый из нас имеет шкалу для измерения нравственности, свои критерии, свои правила, которые он получает с воспитанием в семье, школе, с религиозным учением и во взаимоотношениях с окружающим его обществом.
Термин «нравственное воспитание» употребляется также в узком значении – как обучение нормам общественных приличий. В этом случае речь идёт о диктуемых культурой формах поведения индивида в различных ситуациях и отношениях – от поведения за обеденным столом до ритуалов почитания богов. Люди разных эпох и обществ отличаются друг от друга не столько тем, что они делают, сколько тем, как они поступают, – нормами, задающими критерии подобающего и неподобающего, хороших манер. Эти предписания приучают человека смотреть на себя как бы со стороны и самокритично, вырабатывают в нём чувство уважения к себе и другим. Они также учат людей сдержанности, задают определённые критерии бесконфликтного общения. Неверно, отождествлять нравственность с нормами приличия, этику с этикетом, но точно так же ошибочно отделять их друг от друга, а тем более противопоставлять. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что ёмко именуется воспитанностью, культурностью, ещё нельзя считать нравственностью, но они являются её необходимой и надёжной составляющей. Нравственное развитие ребенка не менее важно, чем физическое и психическое. Вам не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы объяснить ему моральные нормы. Начинайте с раннего детства и станьте для ребенка хорошим примером. Так ребенок сможет перенять ваши моральные ценности и сделать их неотъемлемой частью своей жизни.