ЮНОШЕСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАРАИДЕЛЬСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
logo
БАШҠОРТОСТАН РЕСПУБЛИКАҺЫ
ҠАРИҘЕЛ РАЙОНЫ
МУНИЦИПАЛЬ РАЙОНЫНЫҢ
ҮҘӘК КИТАПХАНАҺЫ
МУНИЦИПАЛЬ АВТОНОМИЯЛЫ УЧРЕЖДЕНИЕҺЫНЫҢ
ҮҪМЕРҘӘР МОДЕЛЬ КИТАПХАНАҺЫ
logo
Республика Башкортостан, Караидельский район, с. Караидель, ул. Ленина,9
тел. +7 (347 44) 2-11-44 ; e-mail: bibkaraid@mail.ru
logo

Поговорим о сквернословии

Еще в восьмидесятых годах прошлого столетия услышать на улице грязную брань было чем-то из ряда вон выходящим. И уж, конечно, не обсуждалось, что материться в присутствии женщин и детей просто неприемлемо. Те, кто использовал крепкое словцо, старались не выносить свою привычку на всеобщее обозрение. А если грубое выражение вырывалось из уст несовершеннолетнего, то любой взрослый мог призвать наглеца к ответу. Сегодня брань – привычный фон городских и сельских улиц. Кто-то уже не придает матершине значения, приравнивая грязные слова к норме жизни.
Клинический психолог, педагог Елена Левковицкая отмечает, что мат – это распространенная форма русского разговорного языка, но примитивная и бедная. Смешение социокультурных слоев привело к тому, что нецензурную брань сегодня используют в абсолютно разных слоях общества. В итоге ругательства “прилипают” и к детской речи.
До трех лет малыши активно пополняют свой словарный запас и повторяют все, что слышат. Особенно это касается эмоционально окрашенных слов, а мат взрослые умеют подать экспрессивно. К пяти годам дети отличают плохое от хорошего и мат используют в зависимости от реакции взрослого на этот факт. В младшем школьном возрасте посредством мата обычно выражается протест и отстаивание своей “взрослости”. У подростков основным мотивом употребления ругательств является самоутверждение. Это приобщение к миру взрослых: раньше дети не употребляли мат, сейчас они выросли и стали использовать его на своей «территории». Ещё одна причина такого поведения — попытка заявить о себе как о лидере, выделиться среди сверстников. Типичный пример — когда в средней или старшей школе новенький ученик начинает ругаться, причём громко и прямо-таки филигранно. После 14 лет чаще всего интерес к нецензурным выражениям ослабевает”.
Многие родители отмечают: отборный мат в последнее время можно услышать не только от подростков, но даже от детсадовцев или младших школьников на детских площадках. Как вообще на это реагировать и можно ли оградить от этого ребенка?
С точки зрения психологии мат и любая нецензурная лексика — это яркая, эмоционально насыщенная речь. Также она часто резкая: в таких словах много согласных звуков, которые отражают эмоциональный фон. В нецензурные слова люди вкладывают резкий эмоциональный выброс — одним словом, говорят то, что могли бы выражать длинным текстом. Причём вложенные эмоции понятны окружающим, они их считывают. Часто это может быть гнев, страх, фрустрация (состояние, которое человек испытывает, когда его потребности нереализуемы) или разочарование. И эти сильные переживания выражаются в ёмких трёх-четырёх буквах.
Мат может быть выражением протеста, это касается периода «максимальной взрослости», эмансипации. В таком случае речь будет яркой, вычурной, с большим количеством вариаций нецензурных выражений. Также подросток может проверять взрослых «на прочность» и их границы. Поэтому, подростки часто ругаются нарочито. В отличие от более младших детей, которые если и используют мат, то старательно скрывают это от родителей, тинейджеры делают это как будто напоказ: «Я же взрослый! Я могу себе это позволить!» Задача — проверить, обратит на это кто-то внимание или нет, сделают замечание или нет, допустимо ли такое поведение в этой культуре.
Что касается детей именно младшего возраста, они, как правило, не понимают контекста, а считывают эмоцию. Например, однажды папа громко, с эмоцией, выругался при ребёнке. Малыш может не привязать это к конкретному факту, конкретному эмоциональному состоянию, но мгновенно считывает эмоцию, которую несёт или с которой сопряжено слово. Оно запоминается как новое, в том числе и потому что кажется ярким. Это явление называется «вербализм»: ребёнок знает «умное взрослое» слово, не понимает его смысла, но может использовать для красного словца или когда, например, в песочнице что-то действительно не получается.
Кстати, более старших детей иногда привлекают те, кто матерится. Есть несколько причин, почему так происходит. Возможно, этот человек уловил какое-то новое веяние и оказался «вне своего времени»: он делает что-то, что сейчас кажется «не-нормой», а нормальным и обычным станет только через несколько лет. Вторая причина — смелость, внутренняя свобода этих людей. То есть, они ведут себя ненормативно, но не скрывают этого, не думают, осудят ли их окружающие, они честны сами с собой. Человек делает то, что считает нужным, и эта смелость привлекает. Возможно, дело в яркости: если кто-то настолько смел, чтобы вести себя так, часто он яркий внешне, физически. И, конечно, это привлекает.
В этой ситуации, ни в коем случае нельзя применять физическое наказание, например, бить по губам за некрасивые слова. Ребенка нельзя унижать, оскорблять, высмеивать публично, потому что стыд препятствует осознанию и раскаянию. Только уединенная беседа с близким человеком способна пробудить понимание и внести ясность в происходящее. Надо объяснить, что вы знаете о факте употребления бранных выражений и хотите узнать, что подвигло на это. Важно понять причины, объяснить последствия действий, особенно направленных на других людей. И надо помочь ребенку исправиться, тем более, если оскорбления были адресованы старшим, например учителю. Ведь маленький человек находится только в начале становления социальной личности, а взрослый этот путь уже прошел.
Поэтому, чтобы мат не захватил еще большую языковую область, родителям и детям надо читать качественную литературу, ходить на хорошие спектакли и повышать свой культурный уровень.