ЮНОШЕСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАРАИДЕЛЬСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
logo
БАШҠОРТОСТАН РЕСПУБЛИКАҺЫ
ҠАРИҘЕЛ РАЙОНЫ
МУНИЦИПАЛЬ РАЙОНЫНЫҢ
ҮҘӘК КИТАПХАНАҺЫ
МУНИЦИПАЛЬ АВТОНОМИЯЛЫ УЧРЕЖДЕНИЕҺЫНЫҢ
ҮҪМЕРҘӘР МОДЕЛЬ КИТАПХАНАҺЫ
logo
Республика Башкортостан, Караидельский район, с. Караидель, ул. Ленина,9
тел. +7 (347 44) 2-11-44 ; e-mail: bibkaraid@mail.ru
logo

Таисья ПЬЯНКОВА: «Я не пишу свои сказы, я в них живу»

Таисья Ефимовна Пьянкова родилась 6 сентября 1935 года. Член Союза писателей РФ с 1988 года. Список ее сказов насчитывает более тридцати названий, есть также множество сказок, стихотворений и повесть. Таисья Ефимовна до сих пор продолжает свою творческую деятельность. Сейчас проживает в Новосибирском доме ветеранов.

— Я была очень оригинальным ребенком, нестандартным, меня считали блаженной, просто дурочкой, — смеясь, рассказывает сказительница, поэтесса и прозаик Таисья Пьянкова о своем детстве. Маленькая Тая с раннего возраста отличалась от своих братьев и сестер: вместо лапты и бегалок-прыгалок девочка играла со словом. Услышит новое слово и начнет прислушиваться, как оно звучит само по себе, как с другими вместе. По тому, как звучит каждое слово, пыталась понять его значение: делила на части, рифмовала, спрягала, меняя на свой особый лад. Но это занятие не было игрой. Составляя всю ее сущность, оно тревожило днями и ночами…
— Забьется за сундук, сядет на пол и шепчет, а что — не поймешь, — любила рассказывать соседкам бабушка о своей чудаковатой внучке. Но в обиду чужим людям Таю не давала. «Ладно вам, брехать-то! Она израстет, еще лучше других будет!» — давала она отпор всем недоброжелателям. Этой фразы Таисье Ефимовне, по ее собственным словам, хватило на всю жизнь, чтобы «чувствовать себя человеком».
Родителей у Таи не стало очень рано: отца расстреляли как врага народа, когда ей было всего два года, мама умерла вскоре, не выдержав гонений. Часть детства прошла в частном доме в Татарске у бабушки Елизаветы Ивановны Барановой.
— Мы две сироты остались, да у бабушки еще своих шесть детей было. Условия, в которых мы жили, были просто кошмарные: вся изба метров 12 по площади, все там спали вповалку, — делится Таисья Ефимовна печальными воспоминаниями.
В свой первый детский дом попала уже в девять лет: бабушке, вынужденной тяжелыми обстоятельствами, пришлось отдать туда младшую Таисью. Всего девочка сменила семь детских домов. Именно там, во время этих бесконечных скитаний от одних равнодушных людей к другим, произошел выплеск таланта, данного Богом: девочка сочинила свое первое стихотворение «Предчувствие».
Таисья Ефимовна никогда, даже в детстве, не мечтала быть поэтом: она просто писала, работала над словом, буквально думала стихами. «Поначалу думала, что я поэт, но оказалось — нет», — говорит она про себя. Уже будучи взрослой женщиной, внезапно поняла, что у нее совершенно другое направление — сказительницы. К тому времени накопилось уже так много народного и фольклорного материала, что только и оставалось в письменном виде изложить свои познания.
Своим сказам писательница отдала более тридцати лет. Их настолько много, что вышла уже не одна книга с произведениями Таисьи Пьянковой: «Кирьянова вода», «Недолин дом», «Онегина звезда» и другие. В сборник сибирской прозы «За гранью» вошла автобиографическая повесть «Я дочь врага народа», где подробнейшим образом описаны скитания и нелегкая жизнь писательницы в детстве. Публиковалась она в журналах «Сибирские огни», «Юность», в сборниках фантастики и сказов.
— Когда я начинаю писать, сразу становлюсь другим человеком. Я ухожу туда и живу там, хозяйничаю — в своем параллельном мире. Это очень сложно объяснить словами, нужно там побывать, чтобы увидеть все вместе со мною, — делится Таисья Ефимовна.

Чтобы сказ начался, достаточно случайно кем-то оброненного слова, падающей звезды в вечернем небе, воспоминаний… И тогда она уже не властна над своим произведением: в мире, в который она попадает посредством слова, все уже происходит: события случаются так, а не иначе, персонажи живут своей жизнью, занимаются своими делами.
Многие сказы Таисьи Пьянковой писались, так сказать, с натуры. Например, сказ «Нечистая троица», где рассказывается об одной женщине, которую обижал богатый сосед. Главная героиня Бараниха была подробно срисована с детских воспоминаний о собственной бабушке.
— У нас в деревне действительно были соседи, которые отняли у нас половину огорода, которым мы, по сути, жили. Помню страдания бабушки, как она плакала, как она кляла соседей, и это настолько в моем детском сердце запеклось, что, уже став взрослой, я решила этим сказом отомстить им, — слегка подтрунивая над собой, рассказывает писательница.
Откуда же в сказах Таисьи Пьянковой взялись все эти хлесткие словечки, поговорки, пословицы, прибаутки? Во-первых, знала и любила народную речь бабушка, она постоянно пользовалась в повседневной жизни народной мудростью — присказками, поговорками. Поэтому тогда еще маленькая Тая восприняла именно от нее этот язык, эту музыку слова. Что-то уже в течение жизни она «подслушивала» в народе. Например, сказ «Миливонщица» начался с одной лишь просторечной фразы «она у нас миливонщица», случайно услышанной в чужом телефонном разговоре. Но в основном, по словам сказительницы, она все выдумывает. Практически все поговорки и пословицы в текстах — ее авторства. Например: «Не успел сесть на коня, уже и Кутузов».
Как, оказалось, самые лучшие слушатели сказов Таисьи Ефимовны — ребятишки, мальчишки, ученики 6 — 7-х классов и, как это ни странно, тюремные заключенные. Когда сказительница читала свои сказы в тюрьме, ее очень внимательно слушали, а потом задавали вопросы — главным образом про ее детство. Они считают, что детский дом по сути своей похож на тюрьму, а дети, живущие в нем, — на заключенных. Нелегкое детство закалило писательницу, может, именно поэтому она устояла против всех тягот, не изменяя себе, сохранив и пронеся через всю жизнь свой талант, свой дар. «Всякое произведение, будь оно создано руками или мыслью, должно иметь свою музыку», — считает Таисья Пьянкова. Даже столяр должен обладать этой способностью при создании своих изделий.
— Сейчас среди писателей объявилось множество графоманов, желающих вползти в славу. Они уже настолько оскомину людям набили, что те просто перестают читать книги вообще… У нас очень засорена речь, наш язык болен. Современным людям крайне нужна хорошая литература в качестве лекарства, — сетует Таисья Ефимовна.
Взяла она как-то в руки книгу Дарьи Донцовой, прочитала один рассказ и больше не смогла. «Пусть сама читает!» — задорно восклицает сказительница. Она, мастер народного слова, больше любит читать классику: Гоголя, Лермонтова, Евтушенко. Старается, чтобы у нее самой не было проходных сказов, потому что, по ее мнению, люди должны читать все отменное. Кстати, в некоторых школах города произведения Таисьи Пьянковой ввели в школьную программу по литературе.
Сейчас, по мнению писательницы, стало гораздо сложнее публиковать произведения: нужно искать спонсоров или печатать книги на свои деньги, которые ей, пенсионерке, взять негде. Да и чтобы донести впоследствии свое печатное произведение до читателя, требуется реклама, а на это тоже необходимы финансы. Тем не менее сейчас готовится к изданию новая книга «Соболек-королек» с прекрасными иллюстрациями одной новосибирской художницы.

Сейчас Таисья Ефимовна не пишет сказы. Последние шесть она написала уже в стихах и планирует перейти к детским сказкам — для самых маленьких, чтобы на ночь читать. Ее сказки будут успокаивать детей, их должно хватать ровно настолько, чтобы ребенок уснул. Таисья Ефимовна считает: чтобы помочь малышу заснуть, нужно, чтобы сказка была с мотивом, чтобы она буквально пелась.
— Когда читаешь хорошее произведение, чувствуешь, как будто до нас это все уже было создано и живет в пространстве. А уж мы, писатели, своим чутьем, своей тренированной «антенной» воспринимаем эту информацию и передаем ее людям, — рассказывает Таисья Пьянкова. Ее произведения больше, чем поэзия, потому что там присутствует та самая музыка. Попробуйте там хоть слово переставить — не получится…
Известный советский поэт Сергей Михалков в рецензии на ее книгу сказов «Берегиня» написал: «Ваша работа — подвиг писателя. Книги Ваши будут жить, и благодарный читатель их будет перечитывать. Так нужны нам сегодня народные сказы, сказки, былины, песни народные, притчи — все то, что создавал наш русский народ»

 Источник : https://vn.ru/news-svs_136229/