ЮНОШЕСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАРАИДЕЛЬСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
logo
БАШҠОРТОСТАН РЕСПУБЛИКАҺЫ
ҠАРИҘЕЛ РАЙОНЫ
МУНИЦИПАЛЬ РАЙОНЫНЫҢ
ҮҘӘК КИТАПХАНАҺЫ
МУНИЦИПАЛЬ АВТОНОМИЯЛЫ УЧРЕЖДЕНИЕҺЫНЫҢ
ҮҪМЕРҘӘР МОДЕЛЬ КИТАПХАНАҺЫ
logo
Республика Башкортостан, Караидельский район, с. Караидель, ул. Ленина,9
тел. +7 (347 44) 2-11-44 ; e-mail: bibkaraid@mail.ru
logo

Василий Егорович Афонин – русский прозаик, автор деревенской прозы.


3 сентября родился Василий Афонин.Афонин Василий Егорович (3.9.1939, д. Жирновка (ныне урочище Жирновка) Колыванского р-на Новосибирской обл.) — прозаик.
Родился Афонин в крестьянской семье, в маленькой деревушке на берегу р. Шегарки — притоке Оби.
В 1955 окончил деревенскую семилетку. В 15 лет ушел из родительского дома, перепробовал немало рабочих профессий.
В 1966 окончил вечернюю среднюю школу и поступил на юридический факультет Одесского государственного университета. Из-за выступления в защиту А.И.Солженицына госэкзамен ему разрешили сдавать только годом позже, в 1971.
В 1974 Афонин переезжает в Томск, оканчивает Высшие литературные курсы в Москве.
Писать начал в 1972 году . Первая повесть «В том краю» была опубликована в 1975 при горячей поддержке С.П.Залыгина. Герой повести — студент приезжает на лето в родную деревню, плотничает, помогая отцу, поливает огород, косит сено, собирает грибы и ягоды, готовит окрошку. Рассказчик внимательно наблюдает за неторопливой сельской жизнью, главным содержанием и смыслом которой из века в век оставался труд.
Труд и совесть и стали основой собирательного характера, создаваемого Афониным. Не покладая рук, не жалуясь, не причитая, пашет и боронит, сеет и жнет, косит и копнит Евдокия Щербакова (повесть «Год сорок шестой»). Не балует героиню одного из самых сильных произведений Афонин судьба: война забрала мужа, малышкой умерла дочка — одна из четырех. Одно спасение от тоски и уныния — работа. Кладовщица Анна Павловна (рассказ «Путевка») живет лет на 30 позже Евдокии, но, только попав в санаторий, узнает, что есть женщины, которые заботятся о себе, а не о детях, больше думают об отдыхе, чем о работе. Герой повести «Рыбак», в 60 лет выйдя на пенсию, упрямо твердит самому себе: «Живешь на земле — значит, работай… Весь смысл жизни в нем, в труде (Чистые плесы. М., 1986. С.28).
Сам Афонин часто говорит и пишет, что считает себя прямым продолжателем аксаковской традиции в русской литературе, называет себя бытописателем, нисколько не стесняясь этого определения. Но в конце 1970-х в его творчестве происходят заметные перемены: он пытается овладеть новыми способами изображения окружающей жизни, на страницах его повестей и рассказов появляются городские жители, усиливаются социально-психологические мотивы, отчетливо звучит нравственно-экологическая проблематика («Игра в лапту», «Обычный день», «Человек из вытрезвителя», «Устройство», «Тетя Феня», «Этюд о птице», «Михайловская роща»). Расширяются, уточняются, развиваются и представления писателя о труде. Так работник пляжа Илья (рассказ «На пляже») вовсе не тунеядец, он при деле: лежанки отдыхающим выдает, следит, чтобы они не мусорили. Но нет в его работе ни напряжения, ни самоотдачи, ни тем более созидания. Трудится человек, но вряд ли такая работа может дать право на уважение, самоуважение, тем более стать основой достойной жизни.
В 1990-е Афонин публикует «Биографию» — рассказ о своей жизни, внешне вполне благополучной, но полной бесконечных унижений со стороны государства, о жизни, прожитой во лжи. Наброском «Биографии» воспринимаются автобиографические заметки «Верховой ветер» (1989), в которых он напишет, что на формирование его характера, мировоззрения решающее влияние оказали Лермонтов, Герцен, Хэмингуэй. Это утверждение Афонина представляется бесспорным читателям 1980-х в его первой и третьей части: «Рыбак» даже тематически перекликается с великим мастером, а особая лирическая тональность, возникающая как бы из воздуха, не поддержанная ни фантастичностью метафор, ни виртуозностью синтаксиса, так напоминает автора «Родины».
В целом же на протяжении всей писательской биографии Афонин остался верен писательским принципам, которые четко сформулировал в рассказе «Чистые плесы» (1983), отнеся их к автобиографическому герою Камышову: «Начиная писать первую страницу работы своей, Камышов сразу же поставил себе за правило не лгать ни в чем, не отступать от правды жизни ни на малость, следовать ей повседневно, подавая материал простым и ясным языком» (Литературная Россия. 1983. 22 апр.).
Только в последней из опубликованных книг Афонина (Пока текут реки, 1998) лирический голос повествователя во многом утрачивает былые эпические интонации, обретая публицистическую напряженность и, может быть, идущую от любимого Герцена, страстность.
Источник: https://vk.com/wall-5197510_53831