ЮНОШЕСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАРАИДЕЛЬСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
logo
БАШҠОРТОСТАН РЕСПУБЛИКАҺЫ
ҠАРИҘЕЛ РАЙОНЫ
МУНИЦИПАЛЬ РАЙОНЫНЫҢ
ҮҘӘК КИТАПХАНАҺЫ
МУНИЦИПАЛЬ АВТОНОМИЯЛЫ УЧРЕЖДЕНИЕҺЫНЫҢ
ҮҪМЕРҘӘР МОДЕЛЬ КИТАПХАНАҺЫ
logo
Республика Башкортостан, Караидельский район, с. Караидель, ул. Ленина,9
тел. +7 (347 44) 2-11-44 ; e-mail: bibkaraid@mail.ru
logo

12 апреля 2023 года – 200 лет со дня рождения русского драматурга Александра Николаевича Островского

Александр Николаевич Островский – известный русский писатель и талантливый драматург. Его называют основоположником современного русского театра. Он сочинил 47 пьес разных жанров, защищал авторские права драматургов и разработал программу обучения для драматических классов. Критик Иван Гончаров говорил: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь».

Родился Александр Островский 12 апреля 1823 года в Москве в семье чиновника, заслужившего дворянство. Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее образование. С детства изучал иностранные языки. Знал греческий, французский, немецкий, а позже – английский, итальянский, испанский языки.

В 12 лет был отдан в 1-ю Московскую гимназию, которую окончил в 1840 году, поступил на юридический факультет Московского университета. Слушал лекции таких передовых профессоров, как Т. Грановский, М. Погодин. Стремление к литературному творчеству совпало со страстным увлечением театром. На сцене в то время блистали великие актеры М. Щепкин и П. Мочалов.

Островский оставил университет – юридические науки его перестали интересовать – и принял решение всерьез заняться литературой. Но по настоянию отца поступил на службу в Московский совестный суд. Работа в суде дала будущему драматургу богатый материал для его пьес.

В 1849 году была написана комедия «Свои люди – сочтемся!», которая принесла автору признание, хотя и появилась на сцене только через 11 лет (запрещена Николаем I, а Островский отдан под надзор полиции). Вдохновленный успехом и признанием, Островский каждый год писал одну, а иногда несколько пьес, создав целый «театр Островского». В 1850 году Александр Николаевич стал сотрудником журнала «Москвитянин», вошел в круг литераторов, актеров, музыкантов, художников. Эти годы много дали драматургу в творческом отношении. В это время написаны «Утро молодого человека», «Неожиданный случай» (1850).

В 1851 году Островский ушел со службы, чтобы все силы и время отдать литературному творчеству. Продолжая гоголевские обличительные традиции, он написал комедии «Бедная невеста» (1851), «Не сошлись характерами» (1857). Но в 1853 году, отказавшись от «жесткого» взгляда на русскую жизнь, написал Погодину: «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас».

Последовали комедии «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854). Н. Чернышевский упрекал драматурга в идейной и художественной фальши его новой позиции.

На дальнейшее творчество Островского оказало участие в экспедиции, организованной морским министерством для изучения быта и промыслов населения, связанного с реками и судоходством (1856). Он совершил поездку по Волге от ее истоков до Нижнего Новгорода, во время которой вел подробные записи, изучал жизнь местного населения.

В 1855-м – 60-х годах, в предреформенный период, сблизился с революционными демократами, пришел к некоему «синтезу», вернувшись к обличению «властителей» и противопоставляя им своих «маленьких людей». Появляются пьесы «В чужом пиру похмелье» (1855), «Доходное место» (1856), «Воспитанница» (1858), «Гроза» (1859). Критик Н. Добролюбов восторженно оценил драму «Гроза», посвятив ей статью «Луч света в темном царстве» (1860).

В 1860-е Островский обращается к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра: хроники «Тушино» (1867), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», психологическая драма «Василиса Мелентьева» (1868). В 1870-е рисует жизнь пореформенного дворянства: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги» (1870), «Лес» (1871), «Волки и овцы» (1875). Особое место занимает пьеса «Снегурочка» (1873), выразившая лирическое начало драматургии Островского.

В 1874 году появилось Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, где Островский был председателем. Своими нововведениями он добился улучшения жизни театральных актеров. С 1885 года Александр Островский возглавлял театральное училище и был заведующим репертуаром театров Москвы.

В последний период творчества была написана целая серия пьес, посвященных судьбе женщины в условиях предпринимательской России 1870-х – 80-х годов: «Последняя жертва», «Бесприданница», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и др.

Умер Александр Николаевич Островский 2 июня 1886 года в имении Щелыково. Писателя похоронили рядом с отцом, в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

Дорогие читатели, с предлагаемыми вашему вниманию художественными произведениями Александра Николаевича Островского вы можете познакомиться в библиотеках города Ангарска. С литературой о жизни и творчестве – в Центральной городской библиотеке нашего города.

Источник: https://cbs-angarsk.ru/chitatelyam/sobytie-goda/200-l..