ЮНОШЕСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАРАИДЕЛЬСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
logo
БАШҠОРТОСТАН РЕСПУБЛИКАҺЫ
ҠАРИҘЕЛ РАЙОНЫ
МУНИЦИПАЛЬ РАЙОНЫНЫҢ
ҮҘӘК КИТАПХАНАҺЫ
МУНИЦИПАЛЬ АВТОНОМИЯЛЫ УЧРЕЖДЕНИЕҺЫНЫҢ
ҮҪМЕРҘӘР МОДЕЛЬ КИТАПХАНАҺЫ
logo
Республика Башкортостан, Караидельский район, с. Караидель, ул. Ленина,9
тел. +7 (347 44) 2-11-44 ; e-mail: bibkaraid@mail.ru
logo

Учитель – воин, вновь учитель

#ГодПедагогаиНаставника
#ЮношескаямодельнаябиблиотекаКараидель

Федор Алексеевич Колоколов – великолепный педагог, защитник Отечества, человек удивительной порядочности и уникальной скромности. Жизнь этого человека была одновременно и счастливой и трудной, видел и голод и холод. Федор Алексеевич родился в далеком 1913 году в с. Маядык Бирского уезда Уфимской губернии в крестьянской семье. С малых лет узнал сельский быт, семья и земля стали его первыми учителями, привившими любовь и желание к труду.
После окончания Бирского педтехникума Ф.А. Колоколов был направлен учителем физики и математики в Караидельскую начальную сельскую школу, которая располагалась в с. Абызово. Сразу полюбились ему эти живописные места и радушные люди. «Вот и принял я решение: бросил свой якорь навсегда», – вспоминал Федор Алексеевич. Радовала молодого учителя большая тяга к знаниям у детей, он много ходил с ними по красивым местам, научил их фотографировать, играть в шахматы. Учитель на все находил время: занимался спортом, купался до заморозков, ездил на велосипеде в Бирск и Уфу, имел отменное здоровье. Здесь, в Абызово он встретил свою любовь -удивительную, добрую, нежную, трудолюбивую Алевтину Максимовну, с которой прожил долгие счастливые годы и вырастили четверых детей.
…В 1934 г. В Абызово был открыт 5 класс, набрали в него 19 детей разного возраста из Абызово, Караиделя, Новоселки, Усть-Байков, Спасского.
-В январе 1936 года было сдано новое двухэтажное здание семилетней школы на 280 мест в с. Караидель. В 1939 г. в Караидельской школе открылся 9 класс, а в 1942 г. состоялся первый выпуск 10 класса. Уже шла Великая Отечественная война, и все юноши первого выпуска ушли на фронт и не вернулись. В 1942 призвался и Федор Алексеевич. До войны он успел окончить химико-биологический факультет Башпединститута, работал учителем химии и биологии в Байкинской средней школе, инспектором Караидельского РОНО, учителем и завучем Караидельской средней школы.
Федор Алексеевич защищал Ленинград, пережил блокаду, был ранен, лечился в госпитале, воевал в Латвии, Эстонии, Восточной Пруссии, затем в Маньчжурии, Китае, Северной Корее.
Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Японией», и др., 17 благодарностей за доблесть и мужество, проявленные на войне. В апреле 1946 начальник полевой химической лаборатории лейтенант Колоколов был демобилизован и вернулся домой. Учитель, завуч, а с декабря 1946 по 1967 год директор Караидельской средней школы.
Школа работала в две смены (потом была третья – вечерняя). Занятия начинались в 8ч.30 мин. И заканчивались в 11 вечера. Каждое утро до прихода учеников директор и завхоз школы Мусатов Борис Андреевич обходил все классы, проверял как вымыты полы, истоплены печи, подготовлены лампы – по четыре керосиновые лампы на класс. Несмотря на голод и холод послевоенных лет, каждый школьник ощущал постоянную заботу директора, учителей, техперсонала. Умел беспокойный, влюблённый в свое дело директор зажечь этой любовью окружающих.
В начале 50 в школе появилась десятка молодых учителей, окончивших вузы. Оказывается директор купил под общежитие учителей новый дом, в который мог бы вселится сам. Зато с каким энтузиазмом трудились его молодые коллеги, какую живую струю внесли в школьную жизнь.
Школа была переполнена, необходимы стали новые помещения. И директор и завхоз были озабочены строительством спортзала, мастерских, пристроя, квартир, интерната. Незаменимым помощником в этих делах стал учитель С.Н. Дубровин.
Супруги Смелые, Р.Ф. Салимова разбили огромный опытный участок. Появились кабинеты физики, химии, математики. Учителя наряду с основной работой устраивали концерты, ставили спектакли, организовали хор. Заводилой во всем был директор.
В 1957 году за особые заслуги в области обучения и воспитания детей Федор Алексеевич удостоен почетного звания «Заслуженный учитель БАССР»,-одним из первых в районе.
Уйдя на пенсию,  не усидел ветеран дома и еще два года преподавал химию караидельским школьникам. За время руководства школой Ф.А. Колоколов сумел сплотить и создать педагогический коллектив, добившийся замечательных успехов в народном образовании района. Была укреплена материально-техническая база.
Ф.А.Колоколов пользовался уважением и любовью не только среди учителей и учащихся школы, но и населения райцентра, да и в целом района. Его отличали душевность, внимательность, чуткость и корректность по отношению к людям.
Учитель – воин вновь учитель. Вся его биография уместилась в этом. Ф.А.Колоколов прожил большую и цельную жизнь. После него остались тысячи учеников, многие из которых пошли по его стопам.

НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ ЧИТАЮТ СТИХИ

https://resbash.ru/articles/cotsium/2013-07-12/nastoyaschie-muzhchiny-chitayut-stihi-525833

У каждого человека в судьбе есть тот самый учитель, с которого начинается все хорошее в жизни. Для меня, да и для многих моих земляков-караидельцев таковым был Федор Алексеевич Колоколов, заслуженный учитель школы БАССР.
Он прожил долгую, красивую и достойную жизнь — ярчайший представитель удивительного поколения созидателей, влюбленных в свое дело, преданных ему до мозга костей.
Сельский паренек после окончания Бирского педтехникума начал работать учителем в Караидельском районе. Работу прервала война. Федор оборонял Ленинград, воевал с 1942 по 1946 год… Вернувшись к мирной жизни, опять стал учителем, а потом — и директором средней школы. Награжден орденом Красной Звезды, многими боевыми медалями.
Я бесконечно благодарен за его уроки нравственности и человеколюбия. Он учил нас жить по совести, не кривить душой, не ронять достоинства ни при каких обстоятельствах. Его предметом была химия. Каждый урок — это творческий поиск, стремление научить понимать окружающий мир, природу. Федор Алексеевич еще преподавал военное дело. Думаю, он это делал не только из-за нехватки учителей, а чтобы сделать из ребят настоящих граждан, любящих Родину, способных ее защищать.
Всегда подтянутый, статный, предельно дисциплинированный, он был примером того, как должен вести себя и выглядеть настоящий мужчина. Его аккуратность проявлялась во всем, даже в ухоженности школы. А какой у него был почерк! Такого мне видеть больше не доводилось. Cвоим каллиграфическим почерком он написал мне характеристику для поступления в нефтяной институт. Радовался моим успехам, как и успехам всех учеников. Сотни выпускников нашей школы стали учителями, врачами, инженерами, учеными, военными и напряженно трудятся по примеру своего воспитателя. Возможно, в сложные минуты многие из них вспоминают своего учителя. Возможно, благодаря урокам Колоколова один из выпускников школы — Владимир Ришадович Алимов стал военным летчиком, а позже за самоотверженный подвиг получил звание Героя России.
Мастер художественного слова, Федор Алексеевич обладал феноменальной памятью до преклонных лет, читал со сцены стихи Есенина, Вознесенского, Михалкова, Асадова. А как он читал басни Крылова! Часто выступал с лекциями и беседами в трудовых коллективах и школах. Вел исключительно здоровый образ жизни — боролся с пьянством, курением, любил пение и велосипедные прогулки.
Последний раз я виделся с ним в конце девяностых годов, когда он отдыхал в Уфе в санатории. Хотел побывать на заводе РТИ, где работала одна из дочерей, а я был тогда директором предприятия. Но не довелось, приболел. Я поехал к нему в санаторий. Мы долго беседовали. Особенно огорчали его пустующие, заброшенные деревни, безработница, незасеянные поля, алкоголизм и наркомания. Ведь только в нашем районе обезлюдело более 50 деревень, закрылось много школ. «Если мы позволим разрушить школьное образование, то у нас не будет будущего», — говорил он. Неужели был еще и провидцем?..